Статьи и публикации

Звук является одним из основных каналов, по которому человек получает информацию из окружающей среды. Психологи-лингвисты утверждают, что слова несут всего 15% информации, основную ее часть мы получаем невербальным путем и по большей части именно через эмоционально тонированные звуки. Музыка позволяет тонко манипулировать человеческим настроением и состоянием.

Мода на музыкальное оформление супермаркетов пришла в Россию с Запада, как собственно, и сами супермаркеты. Так называемая функциональная музыка, как одна из обязательных составляющих успешной торговли имеет в США уже более чем полувековую историю.

Впервые "музыкальным внушением" стал пользоваться еще в 20-е годы прошлого столетия американец Джордж Склаур. Он же основал одну из первых (и поныне существующих) звукозаписывающих фирм по производству функциональной музыки - Muzak. Особую славу этой фирме принесли записи успокаивающих мелодий для пассажиров первых лифтов манхэттэнских небоскребов: чтобы бедняги не нервничали при долгом подъеме в механической коробке, там звучала так называемая "лифтовая музыка". С той поры назначение функциональной музыки - создавать у людей "искусственное" настроение - практически не изменилось, ощутимо расширился лишь ее ассортимент.

По словам специалиста по НЛП, примерно часа, проведенного в супермаркете под воздействием Muzak, достаточно, чтобы у покупателя появились эффекты смещенного сознания, истеричный покупательский приступ - shopping spree. На прилавках - дикая пестрота упаковок, в голове - шум и гам большого магазина плюс Muzak. Все это создает такую информационную нагрузку, что человек невольно впадает в транс. В таком состоянии он купит любую, даже абсолютно ненужную вещь.

Какая же должна звучать музыка в супермаркетах?

Идеальная “супермаркетная” музыка должна быть такой, чтобы при выходе из магазина с набитыми сумками покупатель не мог ее вспомнить. При этом ощущение об атмосфере в торговом зале должно оставаться у покупателя самым приятным и комфортным. Основополагающую роль в создании музыкального оформления торговой точки играют громкость и ритм музыки.

По данным последнего исследования, размеренные (около 60 тактов в минуту) мелодии чаще подталкивают людей к импульсным покупкам. Человек под их воздействием может потратить на 35–40 процентов больше денег, чем собирался. Такая музыка рекомендована магазинам средней и высшей ценовой категории — их клиенты могут позволить себе незапланированные расходы.

В недорогих магазинах лучше использовать энергичную музыку (90–110 тактов в минуту). Под нее люди быстрее решаются на покупку и не создают толчеи в торговом зале. Рекомендуется включать иностранных исполнителей, чтобы покупатели не вслушивались в слова.
Несмотря на то, что считается, будто бы громкая музыка “убыстряет” движение покупателей, что актуально в определенные часы работы супермаркетов, наибольший эффект приносит все-таки негромкая музыка, которая создает приятный фон для совершения покупок.

Одной из главных ошибок магазинов в музыкальном оформлении считается ретрансляция отечественных радиостанций. Чем же FM- радиостанции в супермаркетах хуже специальных подборок?
Во-первых, FM- радиостанции ничуть не заботятся о создании покупательского настроения в магазине и соответствии “загрузочному” ритму магазина.
Во-вторых, главный минус использования FM-радиостанций в торговых залах заключается в том, что каждые 10- 15 минут радиоэфир прерывается “чуждыми” ассортименту данного магазина рекламными роликами. А песни, которые звучат в эфире большинства отечественных радиостанций, как правило, “пестрят” “любовными страданиями”, которые отнюдь не “утепляют” атмосферу в супермаркете.
Спорным является использование в супермаркетах классической музыки. Если в американских супермаркетах она используется достаточно активно, то среднестатистический отечественный покупатель может не понять ее настроение в продуктовом магазине.
Таким образом, музыка в супермаркете, если подходить к ней осознанно и грамотно использовать, может оказаться очень эффективным инструментом, который управляет покупателем, мотивируя или демотивируя его на какие-то действия.

×
Лаборатория функциональной музыки